Опыт

«Трудная норма жизни»


Комментарий Юлии Тихомировой об изменениях в ФЗ №94
«CRN/RE», №2 (359)

Автор: Ольга Мельник

Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действующий с января 2006 г., оказался одним из самых нестабильных законодательных актов последних лет, его переписывали 22 раза, последний раз — в ноябре 2010 г. С января вступил в силу целый набор изменений, в том числе переход к электронным аукционам, использование единого портала госзакупок, заключение договоров по конкурсам в электронной форме. И это далеко не конец. В январе председатель правительства утвердил программу изменения нормативной базы 94-ФЗ, так что предстоит очередной раунд дебатов и внесения корректив в деловые процедуры. В такой момент кажется логичным обсудить и результаты пяти лет применения законодательного акта, и перспективы его дальнейшей модификации.

…При всех положительных моментах данный закон не учитывает ряда важных особенностей госзаказа в области ИТ, считает Юлия Тихомирова, генеральный директор ГК «Интарис». «Первая проблема, ситуация с которой, на наш взгляд, практически не изменилась за последние годы, — это, конечно, печально известная традиция „откатов“, — говорит она и поясняет: — Причины понятны. Мы имеем дело с нематериальными активами. С материальными всегда проще — затраты более известны, понятны и прослеживаемы. А вот если речь идет о программных разработках или, например, услугах по поддержке системы, мало кто способен оценить их реальную себестоимость. Что и провоцирует возможность большого „полета фантазии“ на тему стоимости контракта. В результате госзаказчик за большие деньги получает минимум из того, что мог бы иметь».

В какой мере изменения, вступившие в силу с начала 2011 г., способны улучшить ситуацию, скорректировать слабые места 94-ФЗ? Понятно, что еще прошло слишком мало времени, первые итоги стоит подводить минимум через год, однако определенные прогнозы сделать можно. Все опрошенные руководители ИТ-компаний оценивают введение электронных аукционов, применение электронного документооборота как прогрессивный шаг. Но при всей прогрессивности нового подхода прежние проблемы при этом не исчезли.

Переход на единую торговую площадку не вызвал у ИТ-компаний никаких особых проблем. Другое дело — насколько заказчики готовы к изменениям. Департамент информации и общественных связей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ полагает, что опасений здесь нет. Процедуры электронных торгов уже достаточно давно применяются и основные моменты решены… Мнения ИТ-компаний не столь однозначны.

Юлия Тихомирова замечает: «Далеко не все госзаказчики, да и возможные поставщики, сейчас имеют необходимые технические возможности для того, чтобы воспользоваться электронными площадками. Если исключить крупные города, то окажется, что даже стабильно работающий Интернет есть не везде, не говоря уже о сотрудниках, способных обеспечить техподдержку». Заказчики в регионах, отдаленных от столицы, порой не владеют знаниями о процедуре проведения открытых аукционов в электронной форме, в связи с чем участник размещения заказа, прошедший обучение (изучить закон самостоятельно довольно сложно), вынужден передавать свои знания заказчику, подчеркивает Юрий Мельников. Пока не все заказчики готовы к электронному документообороту, отмечает и Дмитрий Купча: достаточно часто они предлагают подписать дополнительный экземпляр договора в бумажном виде. Об этом же говорят и представители других интеграторов.

Полная версия статьи на сайте CRN




Об авторе

Тихомирова Юлия Борисовна

  Тихомирова Юлия Борисовна
 

Тихомирова Юлия – основатель и генеральный директор группы компаний «Интарис».

Образование:

  • Московский институт психоанализа, психология
  • Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», программа МВА «Стратегический менеджмент»
  • АНХ при Правительстве РФ, факультет инновационно-технологического бизнеса
  • Det Norske Veritas (DNV), курс «Интерпретация требований ISО 9001:2000 / Разработка и внедрение систем качества / Внутренний аудит»
  • ТулГУ, экономический факультет, специальность «Общий менеджмент»
  • ТГПУ им. Л.Н. Толстого, математический факультет

Работает в консультационном бизнесе более 20 лет. Специализируется в области внедрения систем менеджмента качества, стратегического и процессного управления, бизнес-психологии. Имеет богатый опыт руководства проектами внедрения информационных систем и автоматизации документооборота, внедрения СМК.

Сертифицированный внутренний аудитор СМК, автор и преподаватель ряда бизнес-курсов и тренингов в области менеджмента.

Цикл статей в Бизнес-журнале

Статья Интарис в Бизнес-журнале Статья Интарис в Бизнес-журнале Статья Интарис в Бизнес-журнале Статья Интарис в Бизнес-журнале Статья Интарис в Бизнес-журнале

Интервью

Интервью директора Интарис в Бизнес-журнале   Интервью директора Интарис в Бизнес-журнале

Написать директору: tikhomirova@intaris.ru

Возврат к списку

Новости

Журнал «Консультант» пригласил ГК «Интарис» стать почетным членом экспертного совета по вопросам внедрения инновационных решений в практику российских компаний

Весь текст

Отзыв

"Результатами этого проекта стали не только ликвидация большого количества налоговых рисков, но и возмещение из бюджета более 1 млрд. рублей, что является для нашего предприятия уникальным результатом" – отметил главный бухгалтер ОАО «КБП» Рустам Даминов.

Весь текст